Донецька обласна філармонія

Донецкая филармония



--> Главная » 2010 » Март » 19 » Интервью с концертмейстером, органистом Донецкой областной филармонии Заслуженной артисткой Украины Светланой Ольховиченко
00:23
Интервью с концертмейстером, органистом Донецкой областной филармонии Заслуженной артисткой Украины Светланой Ольховиченко

Исцеление музыкой

Заслуженная артистка Украины Светлана Ольховиченко

Как ни странно, при всех сложностях нынешней жизни люди стали чаще ходить на концерты классической музыки. К примеру, на недавнем концерте «Русские классические романсы» в зале Донецкой филармонии яблоку негде было упасть: зрители стояли в проходах, сидели на приставных стульях...

Об этом и многом другом из жизни Донецкой филармонии и ее артистов в эксклюзивном интервью корреспонденту «2000» рассказала концертмейстер, заслуженная артистка Украины Светлана ОЛЬХОВИЧЕНКО.

Небеса послали нам замену

— Светлана Ивановна, давайте начнем, как говорится, с самого начала: как вы пришли в мир классической музыки?

— С мамой проходили мимо музыкальной школы в Горловке, где жила наша семья, и увидели объявление о вступительных экзаменах. Сдала их, поступила с первого раза — мне было тогда 8 лет. У меня была очень хорошая преподаватель, интеллигентная женщина Елена Захорян, выпускница Тбилисской консерватории. Лето она проводила так: приезжала в Питер и шла по музеям. В Москве посещала занятия в классах Московской консерватории. Представляете? Потом приезжала в Горловку преподавать.

Сейчас Елена Христофоровна в Германии. Я вспоминаю ее с любовью и теплотой. Это она направила меня после окончания музыкальной школы в Донецкое музыкальное училище. Потом была консерватория, где также преподавали изумительные учителя — Александр Литовский и Стефан Вайс, объездивший весь мир. Когда он рассуждал об Италии, Боттичелли — это было здорово!

Еще в 1970-м, будучи студенткой, я начала работать в Донецкой филармонии. Она, как и в советские времена, остается одной из лучших на постсоветском пространстве.

— Что изменилось с тех пор?

— У людей пропала привычка ходить на литературные концерты, в то время как до развала СССР выступления московских чтецов собирали полные залы. Была попытка вернуть традицию проведения литературных концертов. Приезжал чтец Рафаэль Клейнер из Московской филармонии с программой потрясающих стихотворений Ахматовой и Мандельштама. Зал нашей филармонии собрал всего человек 20 — это было так стыдно!

— Раньше поэты собирали стадионы...

— Это не то место. Классическое искусство требует скромности. Но однажды (смеется) я аккомпанировала в центре стадиона народной артистке Алине Коробко. Это, по-моему, была инициатива по линии руководства области.

В то же время есть массовое искусство, когда народ хочет видеть знаменитость. Помню, только прошел фильм «Собака на сене» — какое впечатление на зрителей произвело выступление Боярского — в традиционно черном костюме, неизменной шляпе и с гитарой!

— Говорят, прагматичный век не рождает гениев.

— Бывают исключения. В этом сезоне после выступления в Карнеги-холле (США) к нам приезжал виолончелист Нарек Ахназарян. В юном возрасте этот ереванец уже лауреат престижных конкурсов. Так вот, по-моему, в его лице небеса послали нам замену не так давно ушедшему из жизни Мстиславу Ростроповичу. Настолько Нарек чувствует каждую ноту, цепляя внимание слушателя, — мороз идет по спине, и не знаешь почему.

На этом органе играл Чайковский

— Насколько классическая музыка перекликается с другими видами искусства, например живописью?

— Бетховена сравнивают с Микеланджело, Моцарта с Леонардо да Винчи. Классическая музыка и живопись импрессионистов вообще рядом стоят. Импрессионизм — чувственное впечатление. Смотришь вблизи на картину — видишь точки, издали — будто солнце бросило на холст свои лучи, и в эту секунду что-то засияло. Это можно сравнить с фортепианными этюдами Клода Дебюсси, знаменитого французского композитора. «Девушка с волосами цвета льна», «Вереск», «Холмы Анакапри» — каждая из этих прелюдий — картинка.

Или вот плакатная живопись Тулуз-Лотрека. Смотришь, как дамы танцуют канкан, и будто слышишь эту музыку.

Я помню, как к нам с программами приезжал Андрон Кончаловский. Играл на пианино, а на экране в это время мелькали картины, по его мнению, перекликающиеся со звучащей музыкой.

— Как привлекаете людей в филармонию?

— У нас есть система школьных абонементов. Как правило, так и бывает: сначала ребенка приводят на концерт вроде как не по его воле, вместе с классом. Потом ему становится интересно — понравилась музыка, красивое платье артистки. Да и доброжелательная атмосфера дорогого стоит. Так постепенно зарождается потребность в искусстве.

Недавно встретила знакомую. Рассказывает о муже: «Купил два билета на программу «Музыка и здоровье», говорит, готовь платье». Спрашиваю собеседницу: «Он медик, да?» — «Нет, милиционер. Просто любит классическую музыку». — «Он занимался в музыкальной школе?» — «Нет». Значит, ребят классом водили в филармонию. Не бывает, чтобы человек на ровном месте вдруг захотел слушать Баха.

Вкус воспитывают годами. Тем более по телевизору с утра до вечера нас пичкают бог знает чем. Часто там классику услышите?

— Как воспитать вкус? С чего начинать?

— С органных концертов. Обычно звучит музыка Баха. Он писал стройно, так, чтобы было всем понятно.

В Донецкой филармонии самый старый концертный орган в Украине. На нем в позапрошлом веке играл Петр Чайковский. И если раньше на репетициях органисты набирали на пульте определенные тембры тысяч труб и записывали их, а начинался концерт — ассистент включал соответствующие клавиши, то после реконструкции инструмента их программируют и репетиционная программа включается автоматически.

— Нужно ли в классику привносить современное звучание?

— Только если это сделано со вкусом и профессионально.

Глубины и страсть

— Светлана Ивановна, вы — концертмейстер. Расскажите об этой профессии.

— Я играю на рояле, органе, клавесине и синтезаторе. Работаю с вокалистами. Нужно играть так, чтобы певцу было комфортно, чтобы он как на крыльях летел. Если концертмейстер чуть-чуть «спрячется», тем самым приподнимет и себя, и певца. Получится ансамбль, вместе созданная музыка.

К примеру, были совместные интересные программы с заслуженной артисткой Украины Еленой Уцкевич «Сердце вновь горит и любит» (романсы 2-й половины XIX века), «Золотые сны Александра Вертинского». Участвую в конкурсах.

Мои любимые композиторы — Бах, Моцарт, Шопен. Бах — в переводе с немецкого — «ручей», и, по-моему, Бетховен очень точно сказал: «Не ручей, а море имя ему!» — такая в этой музыке глубина.

— А казусы на сцене случались?

— Помню, вышел конкурсант и спел: «О, дева чудная моя!» И — тишина. Концертмейстер кивнул. «О, дева чудная моя!» — дальше забыл слова. Концертмейстер подсказывает. Певец еле допел до конца. При этом полный зал, жюри... Увы, такие исполнители за счет напористости и пробиваются в мир классической музыки.

— Рассказывали, что здешние любители музыки побывали в Испании, не выходя из зала Донецкой филармонии?

— В совместной программе с Еленой Уцкевич мы попытались перенести колорит этой страны на сцену. Создавая «Ночи в садах Испании», прочитали массу литературы. Гарсиа Лорку, например. Испанские обряды — это так интересно! А костюмы у них какие! Испанию нельзя петь и играть в чем попало.

Исполнять испанскую музыку артист должен с максимальным эмоциональным накалом. Среди декораций на сцене — украшенный цветами подиум. Из места отдыха он превращается в смертное ложе. Потому что Испания — это любовь и смерть.

Испанцам характерны горячий темперамент, вулканические страсти любви и ревности. Для них жизнь по большому счету ничего не стоит. Герой не будет страдать пять дней из-за неразделенной любви — он схватится за нож. Это и поражает зрителей до глубины души...

— Как нынешний кризис сказался на работе филармонии?

— Мы своими силами рисуем щиты с анонсами концертов. Но сейчас, как ни странно, тяга к классической музыке возросла. Другое дело, не всегда у людей есть 10—30 грн., чтобы прийти на концерт.

Что до обратной стороны финансового кризиса, можно посмотреть биографии композиторов и живописцев. Чем жизнь была тяжелее, тем гениальнее творчество. Рембрандт вообще в нищете закончил...

— О чем мечтаете?

— Хочется побольше проводить времени у органа. Но он требует столько сил и времени! Вообще много музыки еще не сыграно, а хочется попробовать все.

Данная статья вышла в выпуске №21 (462) 22 - 28 мая 2009 г.
Просмотров: 1373 | Добавил: Filharmony | Теги: донецкая филармония, филармония, Светлана Ольховиченко, Донецкая областная филармония | Рейтинг: 5.0/1



Copyright Неофіційний сайт Донецької обласної філармонії © 2019 Сделать бесплатный сайт с uCoz | Вход
Донецкая областная филармония концертный зал имени Сергея Прокофьева Афиша Донецька обласна філармонія концертний зал імені прокоф'єва афіша квитки каса Донецьк концерти Donetsk filarmonic hall Донецкая областная филармония концертный зал имени Сергея Прокофьева Афиша Донецька обласна філармонія концертний зал імені прокоф'єва афіша квитки каса Донецьк концерти Donetsk filarmonic hall Донецкая областная филармония концертный зал имени Сергея Прокофьева Афиша Донецька обласна філармонія концертний зал імені прокоф'єва афіша квитки каса Донецьк концерти Donetsk filarmonic hall Донецкая областная филармония концертный зал имени Сергея Прокофьева Афиша Донецька обласна філармонія концертний зал імені прокоф'єва афіша квитки каса Донецьк концерти Donetsk filarmonic hall Донецкая областная филармония концертный зал имени Сергея Прокофьева Афиша Донецька обласна філармонія концертний зал імені прокоф'єва афіша квитки каса Донецьк концерти Donetsk filarmonic hall Донецкая областная филармония концертный зал имени Сергея Прокофьева Афиша Донецька обласна філармонія концертний зал імені прокоф'єва афіша квитки каса Донецьк концерти Donetsk filarmonic hall Донецкая областная филармония концертный зал имени Сергея Прокофьева Афиша Донецька обласна філармонія концертний зал імені прокоф'єва афіша квитки каса Донецьк концерти Donetsk filarmonic hall Донецкая областная филармония концертный зал имени Сергея Прокофьева Афиша Донецька обласна філармонія концертний зал імені прокоф'єва афіша квитки каса Донецьк концерти Donetsk filarmonic hall Донецкая областная филармония концертный зал имени Сергея Прокофьева Афиша Донецька обласна філармонія концертний зал імені прокоф'єва афіша квитки каса Донецьк концерти Donetsk filarmonic hall Донецкая областная филармония концертный зал имени Сергея Прокофьева Афиша Донецька обласна філармонія концертний зал імені прокоф'єва афіша квитки каса Донецьк концерти Donetsk filarmonic hall Донецкая областная филармония концертный зал имени Сергея Прокофьева Афиша Донецька обласна філармонія концертний зал імені прокоф'єва афіша квитки каса Донецьк концерти Donetsk filarmonic hall Донецкая областная филармония концертный зал имени Сергея Прокофьева Афиша Донецька обласна філармонія концертний зал імені прокоф'єва афіша квитки каса Донецьк концерти Donetsk filarmonic hall