Исцеление музыкойКак
ни странно, при всех сложностях нынешней жизни люди стали чаще ходить
на концерты классической музыки. К примеру, на недавнем концерте
«Русские классические романсы» в зале Донецкой филармонии яблоку негде
было упасть: зрители стояли в проходах, сидели на приставных стульях... Об
этом и многом другом из жизни Донецкой филармонии и ее артистов в
эксклюзивном интервью корреспонденту «2000» рассказала концертмейстер,
заслуженная артистка Украины Светлана ОЛЬХОВИЧЕНКО. Небеса
послали нам замену— Светлана Ивановна, давайте начнем, как
говорится, с самого начала: как вы пришли в мир классической музыки? —
С мамой проходили мимо музыкальной школы в Горловке, где жила наша
семья, и увидели объявление о вступительных экзаменах. Сдала их,
поступила с первого раза — мне было тогда 8 лет. У меня была очень
хорошая преподаватель, интеллигентная женщина Елена Захорян, выпускница
Тбилисской консерватории. Лето она проводила так: приезжала в Питер и
шла по музеям. В Москве посещала занятия в классах Московской
консерватории. Представляете? Потом приезжала в Горловку преподавать. Сейчас
Елена Христофоровна в Германии. Я вспоминаю ее с любовью и теплотой.
Это она направила меня после окончания музыкальной школы в Донецкое
музыкальное училище. Потом была консерватория, где также преподавали
изумительные учителя — Александр Литовский и Стефан Вайс, объездивший
весь мир. Когда он рассуждал об Италии, Боттичелли — это было здорово! Еще
в 1970-м, будучи студенткой, я начала работать в Донецкой филармонии.
Она, как и в советские времена, остается одной из лучших на
постсоветском пространстве. — Что изменилось с тех пор? —
У людей пропала привычка ходить на литературные концерты, в то время
как до развала СССР выступления московских чтецов собирали полные залы.
Была попытка вернуть традицию проведения литературных концертов.
Приезжал чтец Рафаэль Клейнер из Московской филармонии с программой
потрясающих стихотворений Ахматовой и Мандельштама. Зал нашей филармонии
собрал всего человек 20 — это было так стыдно! — Раньше поэты
собирали стадионы... — Это не то место. Классическое искусство
требует скромности. Но однажды (смеется) я аккомпанировала в центре
стадиона народной артистке Алине Коробко. Это, по-моему, была инициатива
по линии руководства области. В то же время есть массовое
искусство, когда народ хочет видеть знаменитость. Помню, только прошел
фильм «Собака на сене» — какое впечатление на зрителей произвело
выступление Боярского — в традиционно черном костюме, неизменной шляпе и
с гитарой! — Говорят, прагматичный век не рождает гениев. —
Бывают исключения. В этом сезоне после выступления в Карнеги-холле
(США) к нам приезжал виолончелист Нарек Ахназарян. В юном возрасте этот
ереванец уже лауреат престижных конкурсов. Так вот, по-моему, в его лице
небеса послали нам замену не так давно ушедшему из жизни Мстиславу
Ростроповичу. Настолько Нарек чувствует каждую ноту, цепляя внимание
слушателя, — мороз идет по спине, и не знаешь почему. На этом
органе играл Чайковский— Насколько классическая музыка
перекликается с другими видами искусства, например живописью? —
Бетховена сравнивают с Микеланджело, Моцарта с Леонардо да Винчи.
Классическая музыка и живопись импрессионистов вообще рядом стоят.
Импрессионизм — чувственное впечатление. Смотришь вблизи на картину —
видишь точки, издали — будто солнце бросило на холст свои лучи, и в эту
секунду что-то засияло. Это можно сравнить с фортепианными этюдами Клода
Дебюсси, знаменитого французского композитора. «Девушка с волосами
цвета льна», «Вереск», «Холмы Анакапри» — каждая из этих прелюдий —
картинка. Или вот плакатная живопись Тулуз-Лотрека. Смотришь, как
дамы танцуют канкан, и будто слышишь эту музыку. Я помню, как к
нам с программами приезжал Андрон Кончаловский. Играл на пианино, а на
экране в это время мелькали картины, по его мнению, перекликающиеся со
звучащей музыкой. — Как привлекаете людей в филармонию? —
У нас есть система школьных абонементов. Как правило, так и бывает:
сначала ребенка приводят на концерт вроде как не по его воле, вместе с
классом. Потом ему становится интересно — понравилась музыка, красивое
платье артистки. Да и доброжелательная атмосфера дорогого стоит. Так
постепенно зарождается потребность в искусстве. Недавно встретила
знакомую. Рассказывает о муже: «Купил два билета на программу «Музыка и
здоровье», говорит, готовь платье». Спрашиваю собеседницу: «Он медик,
да?» — «Нет, милиционер. Просто любит классическую музыку». — «Он
занимался в музыкальной школе?» — «Нет». Значит, ребят классом водили в
филармонию. Не бывает, чтобы человек на ровном месте вдруг захотел
слушать Баха. Вкус воспитывают годами. Тем более по телевизору с
утра до вечера нас пичкают бог знает чем. Часто там классику услышите? —
Как воспитать вкус? С чего начинать? — С органных концертов.
Обычно звучит музыка Баха. Он писал стройно, так, чтобы было всем
понятно. В Донецкой филармонии самый старый концертный орган в
Украине. На нем в позапрошлом веке играл Петр Чайковский. И если раньше
на репетициях органисты набирали на пульте определенные тембры тысяч
труб и записывали их, а начинался концерт — ассистент включал
соответствующие клавиши, то после реконструкции инструмента их
программируют и репетиционная программа включается автоматически. —
Нужно ли в классику привносить современное звучание? —
Только если это сделано со вкусом и профессионально. Глубины и
страсть— Светлана Ивановна, вы — концертмейстер. Расскажите
об этой профессии. — Я играю на рояле, органе, клавесине и
синтезаторе. Работаю с вокалистами. Нужно играть так, чтобы певцу было
комфортно, чтобы он как на крыльях летел. Если концертмейстер чуть-чуть
«спрячется», тем самым приподнимет и себя, и певца. Получится ансамбль,
вместе созданная музыка. К примеру, были совместные интересные
программы с заслуженной артисткой Украины Еленой Уцкевич «Сердце вновь
горит и любит» (романсы 2-й половины XIX века), «Золотые сны Александра
Вертинского». Участвую в конкурсах. Мои любимые композиторы — Бах,
Моцарт, Шопен. Бах — в переводе с немецкого — «ручей», и, по-моему,
Бетховен очень точно сказал: «Не ручей, а море имя ему!» — такая в этой
музыке глубина. — А казусы на сцене случались? —
Помню, вышел конкурсант и спел: «О, дева чудная моя!» И — тишина.
Концертмейстер кивнул. «О, дева чудная моя!» — дальше забыл слова.
Концертмейстер подсказывает. Певец еле допел до конца. При этом полный
зал, жюри... Увы, такие исполнители за счет напористости и пробиваются в
мир классической музыки. — Рассказывали, что здешние любители
музыки побывали в Испании, не выходя из зала Донецкой филармонии? —
В совместной программе с Еленой Уцкевич мы попытались перенести колорит
этой страны на сцену. Создавая «Ночи в садах Испании», прочитали массу
литературы. Гарсиа Лорку, например. Испанские обряды — это так
интересно! А костюмы у них какие! Испанию нельзя петь и играть в чем
попало. Исполнять испанскую музыку артист должен с максимальным
эмоциональным накалом. Среди декораций на сцене — украшенный цветами
подиум. Из места отдыха он превращается в смертное ложе. Потому что
Испания — это любовь и смерть. Испанцам характерны горячий
темперамент, вулканические страсти любви и ревности. Для них жизнь по
большому счету ничего не стоит. Герой не будет страдать пять дней из-за
неразделенной любви — он схватится за нож. Это и поражает зрителей до
глубины души... — Как нынешний кризис сказался на работе
филармонии? — Мы своими силами рисуем щиты с анонсами
концертов. Но сейчас, как ни странно, тяга к классической музыке
возросла. Другое дело, не всегда у людей есть 10—30 грн., чтобы прийти
на концерт. Что до обратной стороны финансового кризиса, можно
посмотреть биографии композиторов и живописцев. Чем жизнь была тяжелее,
тем гениальнее творчество. Рембрандт вообще в нищете закончил... —
О чем мечтаете? — Хочется побольше проводить времени у
органа. Но он требует столько сил и времени! Вообще много музыки еще не
сыграно, а хочется попробовать все. Данная статья вышла в
выпуске №21 (462) 22 -
28 мая 2009 г.
|